Познавательные активности

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.

Корней Чуковский

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?»

Самуил Маршак

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку с рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательная активность выступает движущей силой развития ребенка и определяет его стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Познавательная активность ребенка – процесс, в ходе которого он узнает и познает мир вокруг себя, развивает свои познавательные способности и навыки. В этом процессе ребенок активно исследует, наблюдает, задает вопросы, ищет ответы и строит свои собственные представления о мире. Поэтому мы, педагоги и родители, обязаны создать оптимальные условия маленьким «почемучкам» для их больших открытий.

Детсадовская видеотека «Открываю новое!»

Посмотрите, как наши ребята из подготовительной группы открывают новое в экспериментальной деятельности. Эта познавательная активность развивает у детей интерес к познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях, формирует положительную самооценку и уверенность в своих силах.

Мой опыт «Что пропускает свет»

Мой опыт «Голодный крокодил»

Мой опыт «Магнит»

Мой опыт «Передвинь предмет»

Нескучная лаборатория

Опыт «Водяной цветофильтр»

Помещаем предметы разных цветов в емкость с подкрашенной водой и понаблюдаем, как их цвет будет меняться в зависимости от цвета воды! Этот опыт поможет нам понять, как происходит поглощение и отражение цветов. Мы увидим, как один и тот же предмет может выглядеть по-разному в воде разного цвета.

Нам понадобятся:

  • большая широкая прозрачная емкость;
  • красители пищевые (красный, синий и желтый);
  • пластиковые игрушки разных цветов, хорошо подойдут крупные детали конструктора с гладкой поверхностью;
  • фонарик или телефон.

Что делаем:

Наполняем большую прозрачную емкость водой и подкрашиваем ее в синий цвет. Важно, чтобы свет от окна либо фонарика падал спереди и хорошо освещал нашу деталь. Искусственный свет (особенно желтого цвета, падающий сверху) будет искажать цвет предмета. Опускаем в подкрашенную воду красную пластиковую игрушку и рассматриваем ее через слой синей воды. Какого цвета она стала? Фиолетового? Теперь опускаем в синюю воду желтую игрушку. Что произошло? Теперь она кажется нам зеленой? Подкрашиваем воду следующим цветом, например, желтым и продолжаем экспериментировать с разными цветами игрушек!

Объяснение:

Когда красная вещь помещается в синюю воду, синий свет отражается водой, а красный отражается от поверхности игрушки. Отраженный от игрушки красный свет проходит через слой синей воды, и на выходе, смешиваясь с синим цветом, создается впечатление фиолетового цвета.

Тоже самое происходит и с желтой игрушкой. Отраженный от нее желтый свет смешивается с синим, и мы видим зеленый цвет.

Если воду подкрасить желтым цветом, то синий предмет будет казаться зеленым, а красный – оранжевым. И, соответственно, если воду подкрасить красным цветом, то желтый предмет будет казаться оранжевым, а синий – фиолетовым.

Почему мы видим разные цвета? Их природа, превращения и смешивания! Лучшие химические цветные опыты!

Опыт «Снежная буря в бутылке»
Веселый опыт. Ребята сделают свою собственную снежную вьюгу, управлять которой будет статическое электричество. Для опыта понадобятся:
  • воздушный шарик;
  • пластиковая бутылка;
  • пенопластовые шарики («наполнитель для поделок»);
  • шерстяная или меховая вещь;
  • воронка. Что делаем:
Возьмем пенопластовые шарики и аккуратно пересыпем их в бутылку. Удобно пользоваться для этого воронкой, если в бутылке узкое горлышко. Закроем бутылку крышкой и натрем её шерстяной или меховой вещью. Надуем воздушный шарик и потрем им о меховую или шерстяную вещь. Попробуем приблизить воздушный шарик к бутылке – посмотрите, как весело прыгают пенопластовые шарики в разные стороны! Объяснение опыта: Пенопластовые шарики, которые мы сложили в бутылку, получили отрицательный заряд от меха или шерсти – это такой же заряд, который получил наш воздушный шарик. Одноименные заряды всегда отталкиваются друг от друга, именно поэтому пенопластовые шарики убегают от воздушного! Шарики из пенопласта внутри бутылки также взаимодействую и друг с другом, передавая заряд. Именно поэтому шарики движутся в хаосе.
«Проектор своими руками!»
Создаем Северное сияние, таким способом можно сделать любые проекции, от которых дети придут в восторг! Нам понадобятся:
  • большая катушка прозрачного скотча;
  • разноцветные фломастеры;
  • фонарик.
Что делаем: Отрезаем 2 полоски скотча и наклеиваем их на торец катушки. Раскрашиваем цветными фломастерами его в виде неровных разводов, похожих на Северное сияние. Выключаем в комнате свет и встаем рядом с однотонной стеной, которая будет нашим небом. Берём катушку и подсвечиваем ее сзади фонариком. Наблюдаем за разноцветным сиянием, озарившим нашу комнату. Северное сияние появляется, когда на Солнце происходят взрывы. К Земле устремляются заряженные энергией частицы. Достигнув нашей атмосферы в зоне магнитных полюсов Земли, они сталкиваются с частицами газов (кислорода и азота) и заставляют их светиться. Атомы кислорода дают алое или зеленое свечение, а азота – синее или фиолетовое в зависимости от того, на какой высоте происходит явление.
«Пенные горы»
Нам понадобятся:
  • пластиковая бутылка 0,5-1 л.;
  • ножницы;
  • кусок махровой ткани, марли или носок;
  • обычный скотч либо канцелярская резинка;
  • раствор для мыльных пузырей или самодельный мыльный раствор: 1 ч.л. глицерина, 2 ст.л. средства для мытья посуды;
  • 80 мл. обычной кипяченой воды комнатной температуры.
  Что делаем: смешиваем все ингредиенты, и раствор готов!   Порядок действий: Ножницами отрезаем нижнюю часть бутылки. Натягиваем носок (ткань или марлю) на бутылку и фиксируем скотчем или резинкой. Наливаем мыльный раствор в неглубокий контейнер. Опускаем в раствор нижнюю часть бутылки, чтобы ткань намокла, и начинаем выдувать мыльную пену. Получится настоящая змейка из мелких мыльных пузырьков. А спустя некоторое время на столе будет целая пенная гора! Проведите с детьми массу занятий на разные темы, удивите и порадуйте их, а также объясните секреты чудес!
«Смешивание цветов»
Наверняка вы уже знаете, что основными цветами являются красный, желтый и синий. А помните ли вы, что из них можно получить множество других цветов? Давайте проведем увлекательный опыт с цветными каплями и посмотрим, какие новые оттенки мы получим! Нам понадобятся:
  • лист бумаги;
  • цветные фломастеры;
  • файл;
  • растительное масло;
  • салфетка;
  • вода;
  • разведенные красители или краска: синий, красный и желтый;
  • пипетка;
  • деревянная палочка.
Что делаем: Рисуем на листе бумаги цветные стаканчики, помещаем его в файл. Наносим на диск немного растительного масла и протираем хорошенько файл. Капаем разноцветные капельки. Даём ребёнку палочку и просим собрать капли жидкости в нарисованные стаканчики. Совет: Палочку лучше держать плашмя, не спеша вести каплю в нужный стаканчик! Она, словно приклеясь, ползет за ней!!  На что похоже? Смешиваем цвета и изучаем их состав! В чем секрет опыта? Молекулы жира и воды не взаимодействуют. Поэтому капля сжимается и принимает шарообразную форму под действием силы поверхностного натяжения. Когда мы помещаем зубочистку в каплю воды, она смачивается. Благодаря взаимному притяжению молекул жидкости и зубочистки между собой, создается сцепление между зубочисткой и каплей. Это явление помогает капле сохранять целостность и перемещаться вместе с зубочисткой!  
«Зима в тарелке молока»
Дети придут в восторг, увидев, как их елка ожила, а снежинка начала расти! Нам понадобятся:
  • ватный диск;
  • молоко не менее 3,2%;
  • яркие фломастеры на водной основе;
  • плоская тарелка;
  • мыло.
Что делаем: Рисуем на диске снежинку или вырезаем елку. Фломастерами старательно ставим на ней цветные точки с одной или двух сторон. Секрет Капните внутрь диска одну каплю жидкого мыла! Наливаем молоко в тарелку и кладем диск сверху. В разные стороны от него начинают растекаться цветные струйки. Получается очень красиво! Настоящий праздничный взрыв! Чтобы повторить опыт, нужно сменить молоко. Объяснение: Обычные фломастеры и маркеры водорастворимы. При контакте с жидкостью их краска начинает растворяться в ней. При добавлении жидкого мыла струйки растекаются активнее, потому что капельки жидкого мыла вступают в реакцию с молекулами жира в молоке.
Прокрутить вверх